Функциональная грамотность

Цель образования функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.

Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек — ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Уровень функциональной грамотности родителей положительно влияет на процесс обучения и воспитания детей.

Функциональная грамотность в детском саду — это способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:

  1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

  2. Формирование речевой активности дошкольников;

  3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

  4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Некоторые виды функциональной грамотности, которые формируются в детском саду:

  • Читательская грамотность.  Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, участия в социальной жизни. 

  • Математическая грамотность.  Способность мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. 

  • Естественнонаучная грамотность. Способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, освоения новых знаний, основанных на научных доказательствах. 

  • Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Что применяют педагоги ДОО в работе?

  1. Стремятся к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.
  2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно используют интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).
  3. В организации образовательных мероприятий максимально активизируют  психические процессы (внимание, воображение, мышление).
  4. Знакомят родителей с понятием «функциональная грамотность», оказывают поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.
  5. Вносят изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

Для формирования функциональной грамотности в детском саду можно использовать следующие методы:

  • создание учебных ситуаций, мотивирующих детей на познавательно-активную деятельность; 

  • оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку (кейсы, ролевые игры, диспуты и др.); 

  • поисковая активность — задания поискового характера, учебные исследования, проекты; приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения; 

  • учение в общении, или совместное сотрудничество (работа в парах или малых группах). 

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

  • технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

  • технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

  • информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Развитие предпосылок функциональной грамотности в детском саду закладывает основу для успешного обучения воспитанников в школе!

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie