Функциональная грамотность
Цель образования — функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.
Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек — ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Уровень функциональной грамотности родителей положительно влияет на процесс обучения и воспитания детей.
Функциональная грамотность в детском саду — это способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:
-
Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
-
Формирование речевой активности дошкольников;
-
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
-
Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Некоторые виды функциональной грамотности, которые формируются в детском саду:
-
Читательская грамотность. Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, участия в социальной жизни.
-
Математическая грамотность. Способность мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
-
Естественнонаучная грамотность. Способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, освоения новых знаний, основанных на научных доказательствах.
-
Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Что применяют педагоги ДОО в работе?
- Стремятся к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.
- Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно используют интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).
- В организации образовательных мероприятий максимально активизируют психические процессы (внимание, воображение, мышление).
- Знакомят родителей с понятием «функциональная грамотность», оказывают поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.
- Вносят изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).
Для формирования функциональной грамотности в детском саду можно использовать следующие методы:
-
создание учебных ситуаций, мотивирующих детей на познавательно-активную деятельность;
-
оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку (кейсы, ролевые игры, диспуты и др.);
-
поисковая активность — задания поискового характера, учебные исследования, проекты; приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;
-
учение в общении, или совместное сотрудничество (работа в парах или малых группах).
Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
-
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
-
технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
-
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
-
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.